БРЭМ-1, недоработки конструкции.

БРЭМ-1

Ваш покорный слуга на корме БРЭМа

БРЭМ-1 – машина замечательная. В умелых руках просто волшебная. Но… всегда есть “НО”.

В случае с БРЭМом этих “НО” – несколько.

Исходя из назначения, машина эта – в первую очередь тягач. И действительно, наличие на БРЭМе лебедки с усилием в 25 тонн и возможностью увеличить это усилие (применением полиспастов) до 100 тонн -позволяет вытаскивать танки, которые завязли по гусеничную полку в болоте, а потом еще и замерзли. Вырывает БРЭМ их оттуда как утюги вместе с глыбой мерзлого грунта и льда. Главное найти хороший упор для отвала (усилие же не шуточное).

На моем веку было много подобной эвакуационной практики. Подъехал, уперся отвалом, размотал лебедку с блоками, цепанул, убрал людей, включил лебедку, вытащил… Все здорово. Но вот тут и начинается первое “но”:

БРЭМ не может тащить (в смысле -буксировать) современный танк по пересеченной

БРЭМ-1 у Красной площади

БРЭМ-1 обеспечивает парад на Красной площади

местности. По парку – может, по ровной дороге – может. Вот только по стандартной танковой трассе с ее подъемами и спусками – не может. И дело тут в общем-то не в том, что не тянет движок. Движка хватит, что называется, с запасом. Все банально проще – масса БРЭМ-1 значительно легче танка. Конечно же, тягач сделан на базе Т-72. Но ведь на нем естественно нет башни и основного вооружения. И он легче. И как следствие – не тянет он по проселку в горку за собой ни Т-72 ни Т-80. Пробуксовывает на подъемах. Справедливости ради надо сказать, что есть конструктивное решение для этой проблемы – это установка дополнительных грунтозацепов (идут в комплекте). Но их и в паке, на чистую гусеницу устанешь ставить, а в поле, в грязи – вообще дохлый номер. Ездить с ними постоянно – тоже не сахар. Машина хуже поворачивает, взрывая при этом грунт.

Замена двигателя БМП-2 с помощью стрелы БРЭМ-1

фото из архива моего друга

Вот поэтому, когда я ехал “спасать” застрявших в болоте братьев по гусеницам, я брал с собой еще один танк. Задача БРЭМа- вытащить лебедкой машину – и все. Если застрявшая машина потеряла подвижность – дальше буксировал ее танк. А тягач просто возвращался в колонне.

Запрещено, кроме крайних случаев использовать танк, как буксирное средство для аналогичной машины. Но когда мне не удавалось “выбить” танк себе в пару -приходилось мучатся. Доехав до участка, где БРЭМ начинал “шлифовать” грунт – отцеплял машину. Тягач проезжал вперед, мы разматывали лебедку, цепляли за танк, протягивали его на гребень очередного бугра и снова цепляли тягач на буксирные тросы. Представляете, как было весело.

Есть еще одно “НО”, связанное с эксплуатацией этой машины в моей практике:

После  миллениума стали поступать на вооружение машины с доработками. Ничего кардинального там не изменили, машина даже не прибавила к своему названию индекса “М”. Но ряд доработок все-таки был выполнен. Самое существенное изменение – установка новой гусеницы. Причем раньше ходовая часть (в том числе гусеничная лента) БРЭМа была абсолютно идентична танку Т-72, то теперь на нем стоит абсолютно другая гусеница. Не уверен, но возможно эта гусеница устанавливается на последние версии танков Т-90.

Гусеница эта похожа на ту, что стоит на Т-80 с той разницей, что на восьмидесятке ее поверхность (та по которой бежит каток) обрезинена. Здесь же оставили стальную поверхность.

Получив эту машину впервые, мы порадовались и решили, что скорее всего замена гусеницы сделана специально, чтобы увеличить проходимость машины по сцеплению с грунтом, а следовательно и улучшить буксировочные характеристики. Но первый же полевой опыт опроверг это мнение. В конце-концов, мы перестали ломать голову над этим вопросом. Машина новая, работает отменно, нареканий нет. Но…

Но тут пришла зима. Поначалу зимняя эксплуатация тоже нам проблем не подкидывала, пока не поехал я на учения в составе ремонтно-эвакуационной группы.

Недостаток, о котором пойдет речь может не проявиться и в течении всей зимы, для его возникновения необходимы так сказать узкие климатические рамки.

Рамки эти такие: когда температура воздуха колеблется около нуля, но снег еще не превратился в кашу и сохраняет с одной стороны способность рассыпаться, а с другой- его очень легко лепить. Такую погоду очень любят дети. Это самое время для игр в снежки.

Так вот, что происходит с ходовой частью БРЭМА (на новой гусенице) в такую погоду. При езде по пересеченной местности (не по укатанной колее) после продавливания траками снега на гусеничную ленту с краев попадает некоторое количество этого снега. Казалось бы – обычное дело, попал – вылетит. Но что происходит дальше. Внутренняя поверхность траков гладкая и плоская и опорные катки, пробегая по ним накатывают на гусеницу плотный слой этого снега и льда. А в дальнейшем этот слой наматывает на себя ведущее колесо. Колесо обрастает комом снега как у детей растет комок при лепке снеговика.

Первый раз, когда такое случилось, я не поверил своим ощущениям. За рычагами был я сам (любил я это дело), машина шла одна (без буксира) и вдруг движок стал проседать как будто нагрузка на него возросла.  Через 100 метров стало только хуже: движок вообще не тянет. Я остановил тягач, слез с брони и не поверил своим глазам.

Заклинило ходовую часть БРЭМ-1

Еще чуть-чуть и можно потерять гусеницу.

Увидел я именно то, что вы можете увидеть на фотографии. Пришлось доставать ломы, минут двадцать ушло на очистку обоих ведущих колес, затем мы продолжили движение. но тоже самое повторилось не более чем через 1 км. И так до самого лагеря. Точнее, до дороги, после выезда на которую “эффект снеговика” пропал.

Такое повторялось и далее в моей практике. Но, как я писал выше, это происходит только при совпадении определенной температуры и влажности снега.

Думаю, когда эту гусеницу испытывали на заводе – им не попались такие вот “метеоусловия”.

12 комментариев к записи “БРЭМ-1, недоработки конструкции.”

  • Nik:

    Уважаемый,комбат! Нужен совет.При размотке троса на Брэм-1,не сработало сигнальное устройство,в результате трос вышел весь и с намоточного барабана и с тягового.Очень сложный случай! Про замену троса в букваре прочитали, там сказано использовать трос для натяжения гусениц, но это приемлемо когда на намоточном барабане есть какой то конец. В нашем случаи надо умудриться тонкий трос завести на тяговый барабан. Были ли такие случаи при эксплуатации и какие будут соображения? Жду ответа как соловей лета!!!

  • kom1roty:

    Приветствую Вас Nik! Случай действительно тяжелый. В нашей с Комбатом практике такой неисправности не встречалось, но у нашего войскового товарища случалось подобное. Он решил проблему вытащив лебедку из БРЭМа и протаскивал трос через барабаны вне БРЭМа, соответственно. Лебедку из БРЭМа демонтировать мне приходилось (сломалась вилка реверса), задача трудоемкая и местами неудобная, но выполнимая. Если есть ПТОР с электроталью, лучше воспользоваться ей или можно использовать кран такого же БРЭМа, т.к. лебедка проходит между броней с ОЧЕНЬ МАЛЫМИ зазорами (малейший перекос или рывок и лебедка не пройдет). Так что желаем удачи! Будут вопросы пишите.

  • Nik:

    Уважаемые коллеги и технари сайта РемБат, хочу поделиться опытом ремонта БРЭМ-1, точнее проведением операции по намотке троса на лебедку. Был у нас недавно такой случай.
    При эксплуатации боевой машины, при размотке буксирного троса на максимальную длину не произошло автоматического отключения привода отбора мощности. В результате трос сошел весь и с намоточного и с тягового барабанов. Сложный эпизод! Очень сложный! Как говорил Леша Чиж из муз. комедии « За двумя зайцами». Однако – сложный для дилетантов! Профессиональные ремонтники действует «профессионально»!
    Даю совет как выйти из этой непростой ситуации. Берем обычный бельевой шнур, привязываем на его конец гайку, опускаем шнур с грузиком по первому ручью тягового барабана и с помощью обычного проволочного крючка вытягиваем конец шнура с гайкой из под нижнего барабана и запускаем по второму ручью и так шаг за шагом, пока не заведем шнур на тяговый барабан. Далее привязываем к концу шнура трос для натяжения гусениц, ( мы использовали еще тоньше примерно 7-8 мм, он гибче) и постепенно подтягивая шнур заводим тросик на тяговый барабан. Далее все как написано в букваре при замене основного троса. Да еще, обязательное условие чтобы на основном тросе была петельная заделка. У нас ее не было поэтому пришлось разлохмаченный конец троса отрезать газовым резаком, а наконец приварить обычную гайку. Чтобы масло из бака гидросистемы не выбрасывало через разъединённые трубки мы натянули резиновые шланги и опустили их в заправочную горловину бака. При натяжении основного троса на лебедку, БРЭМ надо ставить перпендикулярно вытянутому тросу. Чтобы была постоянная натяжка троса мы использовали небольшой груз, зацепили конец троса к бетонному блоку. Чтобы не допустить подобного впредь после намотки семи витков троса на намоточный барабан, его на протяжении двух метров покрасили красной краской, так сказать для визуального контроля. В общем операция прошла успешно. Желаю удачи всем тем кто ремонтирует и восстанавливает нашу боевую технику!!!

    • kom1roty:

      Приветствую Вас Nik!Спасибо большое, что поделились своим опытом. Думаю нужно сделать отдельную статью по Вашему комментарию (с указанием Вашего авторства, естественно). Хочу предложить Вам стать соавтором нашего сайта, ведь войсковой опыт бесценен, а передать его,зачастую, возможности нет. Теперь это можно сделать с помощью нашего сайта!!! Мы можем дать Вам права автора и Вы сможете выкладывать свои оригинальные статьи в соответствующие разделы и рубрики. Если у Вас нет времени и возможности разбираться с устройством сайта и его оформлением, то можете просто скидывать текст на почту byblyas1@mail.ru, а мы его уже адаптируем под сайт, за Вашим авторством, конечно же. Если скинете несколько фоток (если они есть) как вы победили лебедку, будет очень здорово, включим их в статью. К стати, вскоре появится форум.

  • александр:

    Здравия желаю.Проблема также с лебёдкой но немного другая. у меня в штате 3 еденицы БРЭМ-1 и не давно дали ещё одну, современую как сказали. Суть в чём лебёдка включается на трёх машинах одинаково, выставил рычаг “намотка” или “размотка” и включаешь отбор мощности. А на “современной” я не нашёл рычага отбора мощности. Подскажите как включить лебёдку? Есть изменения в пуске подогревателя. Стоит электроклапан.

    • kom1roty:

      Приветствую Александр! Вы абсолютно правы, та машина которую Вам дали поновее будет. Отбор мощности там включается тумблером на панели, которая находится слева от механика-водителя над приборным щитком, крепится к броневому листу. Включается так же , рычагом “намотка” или “размотка”, затем тумблер “отбор мощности”. А с машиной технического описания и инструкции по эксплуатации не прилагалось? Если есть почитайте, разберитесь, там все написано как правильно эксплуатировать.

      • kombat:

        От себя добавлю, что тумблером включается именно коробка отбора мощности (редуктор на гитаре) следовательно этим же тумблером вы будете включать отбор мощности на всю гидросистему – отвал и крановая установка.
        И не забудьте сначала включить тумблер “питание” – он рядом с “отбором мощности”.
        А насчет инструкций – они как правило “зависают” у первого владельца техники.

  • александр:

    спасибо за ответ. вы правы инструкция есть только на старую модель. если я правильно понял слева над приборным щитком у меня находятся три тумблера 1 питание 2 станция 3 вспомогательная лебёдка. т.е. мне необходимо включить “питание” и “станцию” или это не то?

  • александр:

    и ещё вопрос. ознакомился с формуляром машины там указано что электроклапана с сошника и тяговой лебёдки меняны между собой. может в этом причина? сошник работает исправно. дальше я предпологаю что мне придётся поменять электроклапан лебёдки- подскажите маркировку, и в каком месте он находится. за ранее спасибо!

  • александр:

    хочу также поделится опытом подготовки подводного вождения танков. была поставлена задача отрыть на речке яму для подводного вождения. по началу мой Брем легко с этим справлялся пока глубина не поднялась до выхлопных клапанов. с закрытыми крышками опвт брэм от силы мог проработать 15 мин соответственно остывал он очень долго. выход из данного положения подсказал один майор.( идея не моя) на радиаторные крышки приварили в стык ГСМные бочки(двух в полне хватило), а на малые крышки 100 литровые химические бочки (три штуки) днища бочек вырубали.установили без проблем растянули проволкой 6 мм и температура не привышала 85 градусов. так сказать ноу хау. могу сделать фото, только в сборе с брэмом уже не получится. начался перевод.

    • kom1roty:

      По всей видимости к Вашему БРЭМу приложили руку горе-ремонтники, либо блок рычагов не тот поставили, либо панель с тумблерами. Если рычага нет, то должен быть тумблер, а всего их четыре на панели. Возможно тумблер “отбор мощности” вынесен отдельно. Что бы проверить что должно быть рычаг или тумблер, нужно снять воздушный фильтр двигателя в МТО и посмотреть клапан отбора мощности на гитаре, если привод тросовый значит должен быть рычаг и у вас не тот блок рычагов. Если на гитаре стоит электроклапан значит должна быть панель с четырьмя тумблерами и у вас не та панель. Скиньте фотки панели с тумблерами, блока рычагов и клапана отбора мощности мне на почту byblyas1@mail.ru и Kombatу kolipolik@mail.ru. Будем посмотреть.

    • kombat:

      Ввиду особой активности этой темы – предлагаю перенести ее дальнейшее обсуждение в более удобный формат – на наш форум.
      Мы как раз начали его создавать. Почему бы не начать сразу, так сказать?
      Перейти на форум для обсуждения статьи.

ГОЛОСОВАНИЕ:

Как вы считаете нужен ли нашему сайту форум для обсуждения наиболее интересных тем и общения?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Свежие комментарии
Яндекс.Метрика
медицинские темы wp