Двигатели БТТ
Двигатели, устанавливаемые на бронетанковую технику
Эволюция танков и бронетехники тесно связанна с развитием их силовых установок. Рост защищенности танков, увеличение массы их бронирования требует установки новых, более мощных двигателей. Где как не в оборонной промышленности применять передовой опыт двигателестроения?
Под влиянием этих факторов не редко на одном и том же танке успевает «побывать» две- три модификации двигателей.
Вашему вниманию предлагается таблица соответствия двигателей (номенклатуры бронетанковой службы) и объектов ВВТ. Список однозначно — не полный и будет дополняться, в чем автору не помешает ваша помощь.
Марка | мощность | На какие объекты устанавливается | Конструктивные особенности |
В-55 | 580 | Т-55, БТС-4 и БТС-2 (с 1959г.) и ТО-55. | обогреваемый картер и маслоочистителем МЦ-1. Ранее были выпущены еще две модификации двигателя В-55: В-55 «С-1» — без обогреваемого картера и маслоочистителя МЦ-1. В-55 «С-2» — тоже без обогреваемого картера, но с маслоочистителем МЦ-1. На двигатели В-55 с центробежными маслоочистителями МЦ-1 устанавливается масляный фильтр МАФ. привод к генератору Г-5 выполнен с помощью гидравлической муфты. Двухпозиционная (зима-лето) муфта привода ТНВД |
В-55В | 580 | Т-62 и Т-54М, а с 1981г.- в танк Т-55. | В отличие от двигателя В-55 на двигателе В-55В с февраля 1966г. устанавливается 6,5-киловаттный генератор Г-6,5 вместо 5-киловаттного генератора Г-5, если имеется специальный подвод воздуха для охлаждения генератора. |
В-55У | 620 | Т-55, Т-55АМ, Т-62М. | |
В-54 | 520 | Т-54,Т-44М, ТО-54(выпуска до 1956 г.), СУ-122, БТС-2 (выпуска до 1956 г.). | В отличии от В-55: -картер двигателя не обогреваемый -Установлен генератор Г-731А привод к которому осуществлен не через гидро- а через кулачковую муфту. -на выпускных коллекторах не предусмотренна установка аппаратуры ТДА -фильтр МЦ не предусмотрен (только МАФ) С начала установки на двигатели В-54 привода к датчику электротахометра (1953 г.) в конце номера двигателя ставилась буква Э. В настоящее время буква Э не ставится. |
В-54Г | 520 | Т-54А, ЗСУ-57-2. С 1956 по 1959г — БТС-2 с 1956 по 1960г- ТО-54. |
В отличие от двигателя В-54 на двигателе В-54Г установлен 3-киловаттный генератор Г-74 вместо 1,5-киловаттного генератора Г-731. |
В-54Б (В-54В) | 520 | Т-54Б. | В отличие от двигателей В-54 и В-54Г на двигателе В-54Б привод к генератору Г-5 осуществлен с помощью гидромуфты как на В-55 |
В-54К. | 520 | с 1 апреля 1955г. в ИСУ-152К. | Аналогичен В-54, за исключением: -выпускные коллекторы не устанавливались на двигатель -впускные коллекторы обращены входными отверстиями в сторону передачи. -трубки отвода пара на двигатель не устанавливались (являются частью системы охлаждения силовой установки машины) |
В-54К-ИС | 520 | ИС-2М, ИС-3М, ИСУ-152М, ИСУ-122М, 2П19, 2У218, Р-11М и Р-17. | Аналогичен В-54К, за исключением того, что двигатель выпускными коллекторами комплектовался. |
В-54К-ИСТ | 520 | тягач с лебедкой, изготовленном на базе самоходной установки ИСУ-122 | Анологичен В-54К-ИС, отличается от него: -установкой механизма отбора мощности -коленчатым валом (он имеет усиленный хвостовик) |
В-12-5 | 700 | Т-10 и Т-10А. | Отличия от В-55: -картер двигателя необогреваемый -со стороны передач на картере укреплен нагнетатель АМ42-К -выпускной коллектор не устанавливается (в связи с тем, что двигатель устанавливается на машины с эжекционной системой охлаждения). |
В-12-5Б | 700 | Т-10М (объект 734). | В отличие от двигателя В-12-5 на двигателе В-12-5Б установлен 5-киловаттный генератор Г-5 вместо генератора Г-74. |
В-12-6Б | 750 | Т-10М (объект 272). | В отличии от В-12-5 — установлен другой нагнетатель — УНА-6 На коленвалу вместо носка имеется фланец, к которому крепиться зубчатый венец для соединения с силовой передачей. Общая длинна картера уменьшена за счет того, что восьмая опора коленчатого вала отсутсвует. Подвод масла осуществлен как со стороны передачи, так и со стороны зубчатого венца. Установленна муфта автоматического изменения угла опережения подачи топлива, в связи с чем изменена конструкция привода ТНВД. Установлен 5-киловаттным генератором Г-5 |
В-12-6В | 750 | в отличии от В-12-6Б установлен генератор Г-6,5С, мощностью 6,5 квт | |
В-121М | 700 | ИС-4 | |
В-34М-11 | 500 | Т-34 и СУ-100. | выполнен с «неубранными» агрегатами (маслянный и водяной насосы расположенны вертикально и существенно отличаются по конструкции от насосов двигателей с убранными агрегатами; топливный фильтр состоит из одного «стакана»; |
В2-34Т | 500 | тягач с лебедкой, на базе танка Т-34 | Двигатель имеет механизм отбора мощности от коленчатого вала. |
В2-34КР | 500 | (крановый). танковые краны СПК-5 и СПК-5/10М, на базе танка Т-34 | имеет механизм отбора мощности от коленчатого вала. |
В-6 | 240 | ПТ-76 и базовой машине изделия 2П16. | 1,5-киловаттным генератором Г-73 или Г-731 |
В-6ПВ | 240 | БТР-50П. | Двигатель В6-ПВ отличается от двигателя В-6 только наличием вала отбора мощности и обогреваемого картера. |
В-6ПГ | 240 | ПТ-76Б, БТР-50ПК и БТР-50ПУ. | с 3-киловаттным генератором Г-74. Картер его обогреваемый. С ноября 1964г. вместо этого двигателя на указанные машины устанавливается двигатель В-6Б такой же мощности с 6,5-киловаттным генератором Г-6,5 и маслоочистителем МЦ-1. |
В-6Р | 280 | ЗСУ-23-4 («Шилка») | |
В-6Р-1 | 260 | С сентября 1968 г ЗСУ-23-4 («Шилка») | |
В-6М-1 | 280 | с января 1978 г ЗСУ-23-4 («Шилка») | |
В-6М | 280 | 2К12 («Куб»). | с генератором Г-6,5 |
5ТДФ | 700 лс | Т-64, Т-64А и Т-64Р. | генератор СГ-10 |
5ТДФА | 700 | Т-64Б, Т-64Б1 | генератор СГ-18 или СГ18-1С |
6ТД | 1000 | Т-80УД | |
В-46 | 780 | Т-72 | |
В-46-1 | 780 | 2С-7 («Пион»). | |
В-46-2 | 710 | об.569 («Бук»), 352 («Тунгуска»), 306 — МТТС. | |
В-46-4 | 710 | МТТ, БАТ-2, МДК-3, ПТС-2 | |
В-46-5 | 710 | об.70 — гусеничный плавающий транспортер, 82 — самоходный паром «Волга-2», СУ-100П, двухзвенный болотоходный транспортер. | |
В-46-6 | 780 | С января 1978 г — Т-72 | |
В-59 | 520 | об. 305 («Тюльпан»), 303 («Акация») и 307 («Гиацинт»): | с приводным центробежным нагнетателем и валом отбора мощности. |
В-59У | 520 | с 1983 г — об. 305 («Тюльпан»), 303 («Акация») и 307 («Гиацинт»): | |
В-84 | 840 | Т-72А и БРЭМ-1 с 1984 г. | |
В-84-1 | 840 | С марта 1985 г. в Т-72А, Т-72Б и Т-72Б1 | с подогревом впускного воздуха. |
В-84МС | 840 | Т-90 | |
В-84АМС | 840 | 2С19 («МСТА» — С). | |
ГТД-1000ТФ | 1100 | Т-80 и Т-80Б. | |
ГТД-1200 | 1200 | Т-80У. | |
УТД-20 | 300 | БМП-1 (БМП-1К). | |
5Д20-240 | 240 | БМД-1 (БМД-1К). | |
УТД-20С1 | 300 | БМП-2. | |
УТД-29 | 500 | БМП-3. | |
2В-06-2 | 455 | БМД-3. | |
А-105Б (123.01сб10-1). | 400 | 2К11 («Круг») и ГМЗ. | с генератором Г-5 и маслоочистителем МЦ-1 |
А-105Б (123.01сб.1-3) | 400 | С июня 1967 г. 2К11 («Круг») и ГМЗ. | с новым приводом вентилятора. |
А-105В (123.01сб10-3). | 400 | с марта 1969 г. 2К11 («Круг») и ГМЗ-М. | с генератором Г-6,5С и маслоочистителем МЦ-1. |
ЯАЗ-206В | 210 | СУ-85. | |
М-20Е | 55 | АСУ-57 | |
ЗИЛ-152В1 | 110 | БТР-152, БТР-152В, БТР-152В1, БТР-152К. | |
ГАЗ-40 | 80 | БТР-40. | |
ГАЗ-40П | 85 | БРДМ. | |
ЗМЗ-41 | 140 | БРДМ-2. | |
ГАЗ-49 | 90 | (по два двигателя) в БТР-60ПБ | |
ЗМЗ-4905 | 120 | (по два двигателя) в БТР-70 | |
КАМАЗ-7503 | 260 | БТР-80, БРДМ-3, БРЭМ-К, БММ. | |
ЯМЗ-238М2-7 | 240 | БТР-80М. | |
К-750М01 | 26 | мотоциклы К-750В и МВ-750. | |
МВ-650 | 32 | мотоцыкл МВ-650М. |
Перейти (вернуться) в раздел «Двигатели
«
9 комментариев к записи “Двигатели БТТ”
Оставить комментарий
Нажмите, чтобы отменить ответ.
Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.
Сегодня список несколько дополнен, введен столбец с конструктивными особенностями дизелей.
В46-4 двигатель устанавливается на МТТ-МНОГОЦЕЛЕВОЙ ТРАНСПОРТЕР-ТЯГАЧ и машины на его базе МДК-3, БАТ-2,ПТС-2. Ссылки искать долго,да и я в этом слаб-кому нужно найдет в «умных книгах» по экспл.Отличие от В-46-6: отсутствие аппаратуры ТДА,присутствие маховика, отсутствие объединенного слива,топливоподкачивающий насос НТП.
Спасибо за информацию, в ближайшее время дополним таблицу.
А нельзя у вас купить б/у двигатель с БТР на КАМАЗ?
Нет. Продавать двигатели с БТР — не наш профиль.
Уважаемые друзья! Кто знает в чем отличие УТД-29 и УТД-29М?
Уважаемые знатоки! Кто знает, существует ли возможность повысить мощность двигателя В-54Б на 30-60 лошадиных сил путем регулировки привода рейки ТНВД и изменения угла опережения впрыска?
В существующем исполнении двигателя это выполнить нельзя (разве что увеличить длинну хода самой рейки).
Электронная система, меняющая длительность фаз газораспределения в зависимости от режимов работы двигателя конечно решила бы проблему. Она была бы явно эффективнее всережимного регулятора ТНВД.
Но это будет уже другой мотор
Уважаемый Kombat! Во-первых, большое спасибо за то, что уделили мне время и внимание.
Во-вторых, Вы совершенно правы — нужно увеличить ход рейки (или выкрутить на несколько оборотов компенсатор (упор)),замечательная идея с электронным регулятором фаз (но это другой мотор). Я думаю, что изменение угла опережения впрыска с 32гр до примерно 35гр тоже даст свои плоды. Но ,вообще говоря, мне следовало сформулировать вопрос иначе: Не приведет ли увеличение мощности в пределах 30-60 лошадиных сил к снижению надежности и ресурса двигателя?
С уважением Г.Кричевский